• Титульный

Добро пожаловать

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISА.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 Итак, функционально грамотная личность - это человек,

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

  1. содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
  2. формы и методы обучения;
  3. система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  4. программы внешкольного, дополнительного образования;
  5. модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
  6. наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  7. активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Приказ Минпросвещения России №590/219 от 06.05.2019. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся /копия .PDF/

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности /копия .PDF/.

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности /копия .PDF/. 

Доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности Электронный банк заданий ФГ РЭШ 

Банк заданий:

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Полезные ресурсы


Публикации о международных исследованиях

  1. На сайте Центра оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО содержится краткая характеристика различных международных исследований и результаты участия России по годам проведения. Также здесь выложен материал о национальных исследованиях качества образования
  2. Отчет о результатах PISA 2018 Report_PISA2018kr.pdf

Методики и инструментарий исследований по оценке качества образования

  1. Центр оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО
  2. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
  3. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Материалы Центра информационных технологий для формирования функциональной грамотности

  1. Конкурс IT-activity 2019/2020 уч.г. Формирование креативного мышления
  2. Дистанционный методический семинар "Формирование читательской грамотности школьников", 2019 г.
  3. Дистанционный методический семинар «Формирование естественнонаучной грамотности школьников», 2019 г.
  4. Конкурс IT-activity 2018/2019 уч.г. «Путешествие в Зедландию»
  5. Городской научно – методический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования», 2019 г.
  6. Межрегиональная научно-практическая конференция «Территория инноваций: опыт, практика, лучшие решения», 2019 г.
  7. Статья «Смысловое чтение»
  8. Региональная научно-практическая конференция Территория инноваций: опыт, практика, лучшие решения (2021)
  9. Городской научно–методический педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования» 2021

Технология "День единого текста" в школе

  1. Технология "День единого текста" в школе

Материалы регионального мониторинга

  1. Результаты регионального исследования функциональной грамотности

Материалы семинара 25.08.21 по ФГ 

Контактная информация

Логотип

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа №73 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Карацупы"

Наш адрес: 445057, Самарская обл, Тольятти г, Юбилейная ул, 81
Телефон: 7-8482-34-86-37 (директор)
Факс:  7-8482-34-57-07(факс)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Структурное подразделение детский сад "Облачко"

Корпус № 1 445057, Самарская обл, Тольятти г, б-р Приморский, 17

Телефон: 7-8482-34-33-05 (руководитель структурного подразделения)

Корпус № 2 445057, Самарская обл, Тольятти г, Юбилейная ул, 71

Телефон: 7-8482-34-16-70 (старший воспитатель)

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №73» (ИНН 6320000064), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта >>>

Внимание! Персональные данные обучающихся публикуются на официальном сайте МБУ "Школа № 73" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Любое копирование, использование, распространение, публикация на других сайтах и в социальных сетях, а также передача персональных данных несовершеннолетних, опубликованных на официальном сайте МБУ "Школа № 73", без письменного согласия родителей (законных представителей) будут являться нарушением законодательства Российской Федерации.

Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности нашего сайта.