• Слайдер на главной странице
  • 80 лет Победы в Великой Отечественной войне

Добро пожаловать

Портал государственных услуг Российской Федерации  

Picture background

All articles

01 Июль 2014

Поздравляем

Состоялись олимпиады в феврале 2015 года по русскому языку и математике в 4-6 классах. Поздравляем победителей:

- по русскому языку Крахмальную Анастасию из 4 "А" класса, Чернову Сабрину из 5 "Б" класса, Мещерякову Екатерину из 6 "Б" класса;

- по математике Тамакулову Анастасияю из 4 "А" класса, Чернову Сабрину из 5 "Б" класса; Тахирова Руслана из 6 "А" класса.

Стали призерами:

- по русскому языку Мазова Анастасия и Сусляева Карина из 4 "А" класса; Путникова Анастасия из 5 "А" класса и Чернова Зарина из 5 "Б" класса; Юдаев Егор из 6 "А" класса;

- по математике Лобанова Анастасия из 4 "Б" класса и Каменева Полина из 4 "А" класса; Чернова зарина из 5 "Б" класса.

24 и 26 марта состоятся окружные туры! Успехов всем участникам!

Read more

Выпускники

В этом разделе представлены, конечно же, далеко не все выпуски, а пока лишь те, для которых .....

    • Выпуск 2014 года

      Классный руководитель: Пешнина Елена Леонидовна
    • Выпуск 2013 года

      Классный руководитель: Явленина Ольга Николаевна
      Классный руководитель: Явленина Ольга Николаевна
    • Выпуск 2012 года

      Классный руководитель: Копылова Светлана Алексеевна
      Классный руководитель: Дюгаева Ольга Анатольевна
    • Выпуск 2011 года

      Классный руководитель: Трофименко Наталья Николаевна Классный руководитель: Михайлина Ольга Юрьевна
    • Выпуск 2010 года

      Классный руководитель: Лесникова Валентина Дмитриевна

      Классный руководитель: Требунских Лидия Владимировна

    • Выпуск 2009 года

      Классный руководитель: Семенова Ольга Валерьевна

    • Выпуск 2008 года

      Классный руководитель: Копылова Светлана Алексеевна Классный руководитель: Саркина Людмила Михайловна
    • Выпуск 2007 года

    • Выпуск 2006 года

    • Выпуск 2005 года

Read more

Наши медалисты

Выпуск 2013 года

   Золотая медаль

Ярыгин Олег Владимирович

Классный руководитель: Явленина Ольга Николаевна

Серебряная медаль 

Михайлина Мария Александровна

Классный руководитель: Явленина Ольга Николаевна

 

 Золотая медаль 

Лихолатов Никита Эдуардович 

Классный руководитель: Явленина Ольга Николаевна

 

Серебряная медаль

Сенькова Светлана Александровна 

Классный руководитель: Явленина Ольга Николаевна

 

 

Выпуск 2012 года

 

   Золотая медаль 

Копылова Влада Юрьевна 

Классный руководитель: Копылова Светлана Алексеевна 

 

Выпуск 2007 года

Серебряная медаль

Шеховцов Денис Сергеевич

Классный руководитель: Кубарькова Зинаида Николаевна

 

Выпуск 2005 года

  Золотая медаль

Прокина Кристина Александровна

Класcный руководитель: Трофименко Наталия Николаевна

Серебряная медаль  

Грабовской Константин Николаевич  

Классный руководитель: Трофименко Наталия Николаевна

 

Выпуск 2004 года

 Серебряная медаль

Голованова Елена Федоровна

Классный руководитель: Жданова Нина Тихоновна

Серебряная медаль  

Ивах Светлана Николаевна

Классный руководитель: Буравлева Татьяна Григорьевна

  Серебряная медаль

Мищенко Светлана Александровна

Классный руководитель: Буравлева Татьяна Григорьевна

Серебряная медаль

Рыбалкин Дмитрий Сергеевич

Классный руководитель: Ахтямова Нина Андреевна

 

Выпуск 2003 года

 Серебряная медаль

Воробьева Елена Юрьевна

Классный руководитель: Саркина Людмила Михайловна

Серебряная медаль

Страшникова Наталья Сергеевна

Классный руководитель: Иларионова Валентина Павловна

Серебряная медаль

Синев Дмитрий Сергеевич

Классный руководитель: Иларионова Валентина Павловна 

 

Выпуск 2002 года

   Золотая медаль

Нуштаев Артем Владимирович

Классный руководитель: Шацкова Татьяна Ивановна

Серебряная медаль

Тралкова Евгения Владимировна

Классный руководитель: Шацкова Татьяна Ивановна

 

 

Выпуск 2001 года

   Золотая медаль

Кумарин Максим Викторович

Классный руководитель: Кубарькова Зинаида Николаевна

Серебряная медаль

Хайруллин Евгений Анатольевич

Классный руководитель: Кубарькова Зинаида Николаевна

 Серебряная медаль

Вайдонова Юлия Николаевна

Классный руководитель: Кубарькова Зинаида Николаевна

Серебряная медаль

Артамонова Евгения Валерьевна

Классный руководитель: Кубарькова Зинаида Николаевна

 Серебряная медаль 

Кумарин Сергей Викторович

Классный руководитель: Кубарькова Зинаида Николаевна 

 

Выпуск 2000 года

 Серебряная медаль 

Грешнова Лариса Алексеевна

Классный руководитель: Ахтямова Нина Андреевна

 Серебряная медаль 

Демидова Татьяна Александровна

Классный руководитель: Ахтямова Нина Андреевна

Серебряная медаль

Евсеева Мария Валериевна

Классный руководитель: Ахтямова Нина Андреевна 

 

Выпуск 1997 года

Серебряная медаль

Страшникова Татьяна Ивановна

Классный руководитель: Жданова Нина Тихоновна

 

Выпуск 1995 года

 

Серебряная медаль 

Худякова Валерия Валерьевна

Классный руководитель: Чертыковцева З.П.

 

Выпуск 1993 года

 

Серебряная медаль 

Власкина Ольга Владимировна

Классный руководитель: Артемова Светлана Александровна

Фотографии медалистов разных лет

медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты  медалисты

 

 

Read more

04 Июнь 2014

ddd

элемент дизайна

Read more

29 Апрель 2014

Никто не забыт - ничто не забыто

В соответствие с приказом департаментом образования от 22.04.4. №212-пк/3.2 проводится акция «Никто не забыт - ничто не забыто» Это вручение подарков и поздравительных открыток Губернатора Самарской области Меркушкина Николая Ивановича ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, к ним приравненным в честь 69-ой годовщины Великой Победы.

 

План проведения мероприятий Акции «Никто не забыт, ничто не забыто» МБУ СОШ № 73, г.о. Тольятти 

Руководитель музея "Слава" Шацкова Т.И.,  технический консультант Рябова О.В., актив музея приняли участие в областном смотре — конкурсе школьных музеев Боевой славы "Они сражались за Родину" согласно положению подготовили отчёт о работе музея с 2012-2014 гг. и  электронную презентацию с фотографиями общего вида музея, отдельных стендов и витрин, а также фотографии документов и экспонатов с их кратким описанием. 

Никто не забыт - ничто не забыто Никто не забыт - ничто не забыто Никто не забыт - ничто не забыто Никто не забыт - ничто не забыто

 Поисковый отряд 4 "А" класса (кл.рук. Храмова И.А.), руководитель музея Шацкова Т.И. участвовали в городском конкурсе "Моя малая родина - Тольятти". Организовали встречи с ветеранами пограничниками "Боевой расчет" во главе с Демидовым А.В. и подготовили творческий отчет.

 

Конкурс "Письмо ветерану": "Вы отстояли этот мир"

Явленина Наталья 10 «А» класса, Горина Диана 11 «А» класса под руководством Шацковой Т.И. приняли участие в областном конкурсе литературно-творческих работ «Вы отстояли этот мир» в номинации «Письмо ветерану»

Спасибо деду, за победу!

14 апреля состоялось открытие выставки «Спасибо деду за Победу» в рамках проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Историческая память».

Ребята 3 «А» класса под руководством классного руководителя Ковылиной Т.И. оформили свой класс.

Крахмальная Анастасия сочинила четверостишие к этому событию: 

«Спасибо деду за Победу!

Мы повторяли это вновь

За солнце, небо, запах снега

За мир, за счастье, за любовь»

 Тамакулова Анастасия совместно с родителями подготовила материал о своих близких участниках Великой Отечественной войны с фотографиями и описанием событий. 

Воронина Виктория и её семья собрали и подготовили для конкурса описание боевого пути прабабушки Ворониной Марии Константиновны, а так же представили ксерокопии документов и фотографий.

Активное участие в конкурсе принял Елистратов Ярослав.

Конкурс авторских стихов

Семья Мазовой Анастасии подготовила авторское стихотворение « Хочу, чтоб не было войны»

Конкурс рисунков

Художники : Комыева Полина, Грязнов Егор, Тамакулова Анастасия нарисовали и оформили выставку рисунков « День Победы»

В проведении конкурса на лучшее оформление школьного класса приняли участие:

Библиотекарь - Леонтьева А.Н.

Учитель физики - Рябова О. В.

Руководитель музея -  Шацкова Т.И. и родители уч- ся 3 «А» класса. 

Экскурсия в музей "Славы" 

В день открытых дверей 23.04.2014 тематическую экскурсию в музей   "Народов Поволжья " посетители учащиеся 1 " A " с родителями и гостями. Обзорную экскурсию в музей " Слава " посетители учащихся 10 " A " класса с их родителями.

Акция "Твори добро" - помощь на дому

Подготовка и вручение памятных сувениров, поздравлений

Уроки мужества "Солдатская слава"

Почетный караул у памятника пограничникам в парке Победы

Вручение писем ветеранам в парке Победы

Конкурс поисково-исследовательских работ "Солдаты Отчизны"

Конкурс песен "Песни военных лет"

Участие во Всероссийской акции "Мир без нацизма"

 

 

Read more

11 Апрель 2014

Работа с детьми

 Рекомендации обучающимся: 

Жить - это здорово. Памятка для детей и подростков 

Рекомендации для подростков, беспокойство из-за коронавируса. 

Рекомендации  по подготовке к экзаменам:

 Советы обучающимся при подготовке к экзаменам 

Профилактическая  Профориентационная работа с обучающимися. 

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Правильно сделанный старшим подростком выбор-это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Цель:

  • Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку обучающимся

Задачи:

  • Формирование актуального для подростков «информационного поля».
  • Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

            В процессе профориентационной работы используются разнообразные формы  и методы: психодиагностика и профилактические занятия, включающиеся в себя: комбинированные  занятий,  «круглые столы», индивидуальные, групповые беседы, встречи с представителями отдельных профессий.

Одним из таких видов работы является занятие с использование ИКТ-технологий.

Конспект открытого занятие по программе  профессиональной ориентации  обучающихся   «Выбор профессионального пути».

Программа по профессиональной ориентации учащихся «Выбор профессионального пути» (презентация к занятию.ppt)

Мероприятия в рамках недели профориентации:

"В мире профессий"(.ppt)

"Выбор профессии"(.ppt)

Профилактическая работа с обучающимися. 

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, низкий уровень коммуникативных навыков, несформированность адекватности мотивов учения,  приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Одним из направлений работы по психопрофилактике являются  занятия по модифицированной профилактической психолого-педагогической программе социально-личностной адаптации детей младшего школьного возраста 1 - 4  класса О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Конспект открытого занятие «Тропинка к своему Я»(.doc).

Фотоматериал  с занятия 

Совместная деятельность  педагога-психолога и социального педагога с детьми с ОВЗ (.pdf)(из опыта работы ГБУ ЦППМСП «Личность»г.о. Тольятти) социальный педагог Зуй М.Ю., педагог-психолог Сокерчак Е.А. 

Совместная деятельность педагога-психолога и социального педагога по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы ГБУ ЦППМСП «Личность») социальный педагог Зуй М.Ю., педагог-психолог Сокерчак Е.А. 

 Памятка для обучающихся "Скажи жизни "ДА"" 

Фото с Мастер-класса педагога - психолога Е.А. Мочалкиной: 28 ноября 2018 года. 

В рамках городского семинара-практикума «Развитие чтения и письма  через технологию критического мышления».

 Открытое коррекционно-развивающие занятие с обучающимися с ОВЗ (2 г класс).

Тема: «Развитие критического мышления у детей с ОВЗ».

Работа с детьми  Работа с детьми  Работа с детьми  Работа с детьми

Read more

Родителям

Рекомендации родителям: 

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога. 

Оказание родителями психологической поддержки детям и подросткам

Как организовать досуг и учебную деятельность школьника в условиях социальной изоляции 

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы. 

Как пережить самоизоляцию: советы семье 

Рекомендации родителям по охране психического здоровья детей и подростков во время вспышки COVID-19 

Советы для родителей подростков, оказавшихся дома во время самоизоляции 

Эмоциональная нестабильность у детей. Рекомендации родителям.

Рекомендации  по подготовке к экзаменам:

 Советы родителя обучающихся при подготовке к экзаменам

Памятка для родителей. Если скоро экзамен…(Рекомендации родителям выпускников)

Психовозрастные особенности. 

Подростковый период -- период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

 Психологический возраст, может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

 Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным.

 Основные психологические потребности подростка -- стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

 Ведущая деятельность в подростковом возрасте оставаться учебная, она сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план.

 Основное противоречие подросткового периода -- настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

 Ведущей  деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

 Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть значимым - реализуется в сообществе сверстников. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально.

 В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям. К ним относят следующие:

 Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения.

 Реакция оппозиции, протеста.

 Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

 

 Советы и рекомендации 

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте его  авторитет и авторитет других значимых для него людей.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  •  Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
  •  Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  •  Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  •  Если  не удовлетворены поведением и успехами  ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. 

Сопровождение гиперактивного ребенка

Юность и её психологические проблемы 

Особенности подросткового возраста

Причины и следствия аномального поведения

Преодоление тревожности и агрессивности

Профилактика и конструктивное разрешение кризисных ситуаций

Памятка для родителей "Сохраним детям жизнь"

 

Read more

Педагог-психолог

 

 Региональный социопсихологический центр

                                           Мочалкинв Елена Антоновна

   Елена Антоновна Мочалкина

 Педагог-психолог

 ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Кабинет №111

 Понедельник: 8.00 – 16.00

Вторник: 8.00 – 15.00

Четверг: 8.00 – 18.00

Пятница: 8.00 – 15.00

ЧАСЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Понедельник: 14.00 – 16.00

Вторник: 12.00 – 15.00

Четверг: 14.00 – 15.00

Пятница: 12.00 – 14.00

ЧАСЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 

Понедельник: 8.00 – 9.00

Вторник: 8.00 – 9.00

Четверг: 15.00 – 17.00  (17.00-18.00 по записи)

Пятница: 14.00 – 15.00

График работы Мочалкиной Е.А.

Педагог-психолог

График работы Сокерчак Е.А.

Педагог-психолог

Учебный план программы для родителей

Учебно-тематический план программы для родителей

График реализации  программы родительских университетов

 

Образовательная  (просветительская) психолого-педагогической программа для родителей «Мы вместе».

 

Содержание деятельности педагога-психолога в МБУ "Школа  №73 "

Объект деятельности

Предмет деятельности

Участники  образовательного процесса: администрация, педагоги, дети, их родители.

Взаимодействие  субъектов образовательного процесса в системах:  взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа.

 

Основной вид деятельности педагога-психолога 

 Консультационная  работа.

Психопрофилактическая работа.

Психодиагностическая работа.

Развивающая и коррекционная работа.

 

Педагог-психолог  работает над единой целью вместе с педагогическим коллективом школы:

Цель: Обеспечить условия для всестороннего формирования личности, обладающей различными качествами, компетентностями способной адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Задачи деятельности:

1.Обеспечение  психологической поддержки  процессов обучения и развития, обучающихся в образовательной среде МОУ.

2.Создание и обеспечения условий индивидуального подхода для сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся.

3.Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся МОУ.

 Основные направления работы: 

Проектирование и моделирование образовательной среды

Психологическое сопровождение обучающихся

Работа с педагогами школы

Работа с родителями

Методическая работа

Разработка системы психологической поддержки оптимальной образовательной среды для обучающихся.

Участие в составлении образовательных маршрутов (в течение года)

Проведение социально-психологической и педагогической диагностики: состояния интеллектуальной и личностной сферы обучающихся.

Работа по психологическому сопровождению  обучающихся через составление индивидуально-ориентированных программ.

Участие в заседаниях М/О и подготовка и проведение педагогических консилиумов и советов. Консультирование учителей школы по профессиональным вопросам и проблемам.

Организация консилиумов и семинаров.

Организация и проведение консультаций по запросам, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-психотерапевтических занятии.

Участие в работе городского М/О.

Систематизация и пополнение психологического и методического инструментария по развитию ВПФ, личностных и профессиональных качеств обучающихся.

 Разработка методических рекомендаций.

  Как помочь ребенку в кризисе?

   В школьной практике сталкиваешься чаще всего с острыми кризисными ситуациями. Педагоги и родители обращаются к психологу только тогда, когда сами уже не могут справиться с ситуацией. Запросы родителей и педагогов касаются в основном или успеваемости, или плохого поведения детей. При этом мало кто ищет действительные причины сложившейся ситуации.

 Подростковый кризис по-разному проявляется и принимает иногда самые неожиданные для родителей формы. Родители ищут причину вовне, не задумываясь, что корни могут лежать внутри их взаимоотношений с ребенком. В работе с такими случаями необходимо оказывать поддержку не только самому ребенку, но и родителям.

 Кризис не возникает сам по себе, он всегда имеет свои причины. В данном случае одной из основных причин кризиса явилось семейное воспитание. Как наладить отношения?

 Как же наладить взрослым отношения с подростком в кризисный для него переходный период? Родители  стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Не менее заинтересованы в этом и педагоги, воспитатели.

 С мощным взрывом энергии в пубертате надо обращаться осторожно, она требует надежных, разумных и здоровых путей выражения. Для этого детям полезно заниматься спортом, делать физические упражнения, стимулирующие в свою очередь и умственный труд.

 

Взрослых  больше всего настораживают активность и энергичность подростков, в связи, с чем они окружают детей в этот период всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное: следует показать подросткам разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им необходимы любовь и понимание.

 Для того чтобы заложить основы изживания кризиса, назовем следующее:

 1. Взрослым надо четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять.

 2. Подросток должен честно рассказать о том, что происходит с ним, о своих страхах и постараться сделать так, чтобы ему поверили. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения.

 3. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

 4. Подросток должен объяснить родителям, что нуждается в том, чтобы они выслушали его, но не давали советов, пока он сам не попросит их этом.

 5. Взрослым необходимо понять, что подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших.

 Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми - взрослым и подростком - и в дальнейшем развитие его новых, конструктивных форм поведения.

Read more

Педагогам

На индивидуальных логопедических занятиях, проводимых у Вас дома, с детьми младшего и дошкольного возраста решаются такие задачи, как:

  • Раннее речевое развитие детей от 2, 5 лет

  • Коррекция звукопроизношения – постановка звуков при дислалии и дизартрии, в том числе с использованием логопедического массажа

  • Исправление фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) – коррекция произношения звуков и совершенствование фонематического слуха

  • Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) – развитие всех компонентов речи в соответствии возрасту

  • Подготовка детей с речевыми нарушениями к овладению грамотой (обучение чтению и письму)

У детей с речевыми нарушениями процесс овладения грамотой протекает иначе, чем у воспитанников общеобразовательных групп. В большинстве случаев вследствие нарушения звукопроизношения отмечается недоразвитие фонематического слуха (т.е. способности выделять, различать и воспроизводить схожие звуки), что затрудняет процесс овладения письменной речью. Традиционный аналитико-синтетический метод обучения чтению базируется на звуко-буквенном анализе. Следовательно процесс подготовки к овладению грамотой следует начинать с развития фонематического слуха (слухо-произносительных дифференцировок, звукового анализа и синтеза), а так же совершенствования графо-моторных навыков и оптико-пространственной ориентировки.

Опыт создания индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в общеобразовательной школе (С.М. Ященко и Н.В.Сорокина учителя-логопеды ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти).

Индивидуальная  программа развития (таблица).

 

Read more

Для вас, родители!

Чем занимается школьный логопед?

  Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребенка, решены в дошкольном периоде.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребенка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете ошибку.

Логопедический пункт в школе занимается профилактикой  и исправлением недостатков письменной речи и чтения.

Дети, занимавшиеся раньше с логопедом, должны быть под особым присмотром у школьного логопеда, так как у этих детей в первую очередь могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребенок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Если же ребенок пришел в 1 - й класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребенка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи.

Нам легко представить, что будет со зданием, в фундаменте которого есть какие-то пустоты или нарушения конструкции.

Здесь же перед нами -  человек, и на базе его дошкольного возраста формируется вся дальнейшая учебная деятельность.

Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребенка.

     По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико — фонематического восприятия (как ребенок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

   Занятия направлены на развитие данных сторон речи. Основной целью занятий является профилактика нарушений письма и чтения.

  От родителей требуется помощь ребенку в выполнении домашнего задания.

  На основе тестирования и совместных консультаций учителя и логопеда формируются группы 2-х, 3-х и 4 - х классов.

  Основные направления работ с детьми:

    профилактика и исправление оптической дисграфии (смешение букв, зеркальное письмо);

    профилактика и исправление артикулярно — акустической дисграфии (на письме отражается неправильное произношение, смешиваются акустически близкие звуки и соответствующие им буквы).

    профилактика и исправление смешанной формы дисграфии и др.

    занятия проводятся в группах и индивидуально.

Критерии речевого развития ребёнка 7 лет

  Речь как система состоит из нескольких компонентов. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому недоразвитие одного компонента ведёт, как правило, к деформации всей системы — общему речевому недоразвитию.

            В норме в возрасте 7 лет дети должны:

•         знать названия окружающих предметов, их частей;

•         пользоваться в речи обобщающими понятиями;

•         подбирать антонимы и синонимы к прилагательным, наречиям, глаголам, существительным;

•         употреблять для описания предметов прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние;

•         иметь представление о родственных словах и многозначности слов;

•         безошибочно согласовывать существительные с числительными и прилагательными;

•         употреблять в речи существительные в косвенных падежах;

•         изменять по числам и родам существительные, прилагательные и глаголы;

•         уметь образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, а также путём сложения основ;

•         пользоваться в речи простыми и сложными предлогами;

•         правильно произносить все звуки;

•         чётко проговаривать слова сложной слоговой структуры;

•         уметь передать содержание сюжетной картинки;

•         уметь составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

•         уметь составлять рассказ-описание на основе наглядности и по представлению;

•         уметь пересказывать сказку, рассказ, мультфильм;

•         рассказывать наизусть стихотворение с соблюдением интонационных средств выразительности;

•         определять наличие и место звука в слове;

•         уметь выделять первый и последний звук в слове;

•         различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;

•         уметь выделять слова из состава предложений;

синтезировать предложения из данных слов или по данной схеме

 Советы родителям детей с нарушениями письма. 

 Помимо строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама организация этого процесса, особенно в так называемых “трудных” и тем более “безнадежных” случаях.

            Поскольку ребенок уже привык считать себя безграмотным и предшествующие безрезультатные или почти безрезультатные занятия с ним оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь прежде всего коренным образом изменить само его отношение к этим занятиям (имеется в виду дополнительная домашняя работа родителей с ребенком над ошибками). Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки  у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора — успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание писать без ошибок. Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка никогда не дают и не могут дать положительного результата.

            Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту норму, которую ему предстоит выполнить (в количестве строк или минут) и четко соблюдайте ее, никогда не требуя лишнего. Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить как можно лучше.

            Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребенка, скажите ему, что ошибки “сдаются” и закончите занятие на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе. Реально обеспечить соблюдение этого необходимейшего условия можно лишь в том случае, если на каждом конкретном занятии работа будет вестись только над одним грамматическим правилом. Однако это не означает, что ребенку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Просто все другие слова ребенок очень внимательно списывает с книги или вы диктуете их “подсказывающим” способом.

            Поработав с вами несколько дней подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребенок полностью его усваивает и обязательно перестанет делать ошибки на это правило. Тогда вы спокойно перейдете к следующему правилу, периодически вспоминая и уже пройденное.

            Начните с внимательного изучения тетрадей вашего ребенка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок, побеседуйте с логопедом и учителем вашего ребенка — специалисты дадут вам конкретный квалифицированный совет.

            Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктантов, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Для этого перед записью каждого “сомнительного” слова необходимо спрашивать, как он собирается это слово написать. В случае ошибочного ответа нужно еще раз обратиться к правилу. И только по мере упрочения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку пропущенных букв.

            Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что предупредит возможность проявления ошибок на письме. Только таким путем можно “приучить” его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позволит довести навык правильного письма до автоматизма.

          Родителям первоклассников.

   Возможно ли переоценить значение хорошо развитой речи в жизни ребёнка? Вряд ли. С её помощью он познаёт мир, общается с другими людьми, формирует собственную личность, характер, мышление.

  При нормальном речевом развитии к 3 годам ребёнок общается не только при помощи грамотно построенных простых, но и сложных предложений с включением слов: если, потому что и др. К 5 - 6 годам ребёнок должен чисто произносить все звуки.

Самой природой заложено так, что к моменту поступления в школу у ребёнка формируются основные функции мозга, в том числе и все компоненты речи (звукопроизношение, различение на слух похожих речевых звуков, изменение и согласование слов в предложении, умение составить связный рассказ по картинке).

  Клетки мозга очень уязвимы и легко деформируются при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, особенно во время беременности и в первые 3 года жизни ребёнка. Такие клетки не могут качественно выполнять свои функции. Неблагоприятная экологическая обстановка  плюс природная кислородная недостаточность являются ведущими факторами, приводящими к нарушению функций мозговых клеток.

В Тольяттинских школах среди первоклассников до 30% детей имеют нарушения произношения, а недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи и связной речи наблюдается почти у 50-70%. Часть из них станут неуспевающими по 2-3 предметам, так как ошибки в произношении и недостаточная сформированность лексико-грамматического строя языка отразится на письме, чтении, понимании текста, математике (когда требуется понять содержание задач).

  Очень многие родители могли бы помочь своим детям избежать в дальнейшей жизни подобных проблем. Ведь большинство речевых дефектов поддаются коррекции и при специальных занятиях здоровые клетки смогут взять на себя функцию больных.

 Что должен знать и уметь ребёнок, который собирается в школу.

1. Знать обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и т.д.)

2. Правильно называть предметы и их части (У кресла есть ножки, ручки, спинка, сиденье. У рубашки есть воротник, рукава,полочки, карманы.)

3. Пользоваться словами, выражающими разные смысловые оттенки (ель - ёлочка, ключ - ключик, рука - ручка -  ручища).

4. Правильно называть действия, связанные с трудом (готовит,метёт, лечит).

5. Учитывать характер действия (прыгает, подпрыгивает, скачет,подкрадывается).

6. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, узкий,

  красный, овальный).

7. Говорить полными предложениями (состоящими из нескольких слов).

8. Ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз),ориентироваться в собственном теле (где левое ухо, правая нога и т.д.).

9. У меть составлять по картинке рассказ не менее чем из пяти предложений.

10. У меть рассказать наизусть 1-2 стихотворения.

11. Изменять существительные по числам (крыша - крыши, стол - столы ).

12. Знать названия диких и домашних животных и их детёнышей.

13. Уметь обобщать понятия (Стол, стул, кресло, диван - это мебель и т.д.).

14. Хорошо, если ребёнок может назвать 6-7 предметов.

15. Уметь подбирать слова, противоположные по смыслу (темно - светло, день - ночь, сухой - мокрый).

16. Запоминать на слух предложение, состоящее из 8-10 слов (Маленькая девочка Катя рано утром пошла с мамой в  школу).

17. Знать последовательность времён года, дней недели, времени суток.

18.Уметь различать на слух похожие слова (Покажи, где на картинке мишка, а

где миска. Где парта, а где палка.).

29. Уметь определить на слух наличие данного звука в слове (Есть ли в слове

МАК звук М. Есть ли в слове ЕЖИ звук 3).

20. Уметь выделять первый звук в слове (дерево -  д, санки - с). 22. Считать от 1 до 10 и обратно.

Понятие психологической готовности к школе включает в себя достаточно хороший уровень сформированности таких функций мозга как пространственная ориентировка (выше-ниже, вправо-влево, назад-вперёд и др.), ориентировка во времени (время суток, времена года, дни недели и др.), двигательная функция руки, слухо-моторная координация (чувство ритма), речевое внимание, звуковой анализ и синтез слов и др.

  Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

   Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

  Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

 Родителям учеников 2 - 3 классов

 Часто родители и учителя недоумевают: учим - учим, а они всё ошибаются и ошибаются. Почему же? Очень часто детская неграмотность, ошибки в чтении и на письме бывают запрограммированы.

  Некоторых родителей удивляет, что их пригласили к логопеду, ведь их ребёнок произносит все звуки чисто. Однако логопед занимается не только устранением   дефектов   звукопроизношения,   но   и   специфическими   ошибками письма.

  Понятие психологической готовности к школе включает в себя достаточно хороший уровень сформированности таких функций мозга как пространственная ориентировка (выше-ниже, вправо-влево, назад-вперёд и др.), ориентировка во времени (время суток, времена года, дни недели и др.), двигательная функция руки, слухо-моторная координация (чувство ритма), речевое внимание, звуковой анализ и синтез слов и др. Нарушение какой-либо функции может привести к специфическим ошибкам на письме, ошибкам, которые сделаны не на правила.

  Родители! Вас должно насторожить, если ваш ребёнок часто допускает следующие ошибки:

1. Замена букв по принципу глухие и звонкие (гусь-кусь, мешок-межок).

2. Замена букв по принципу твёрдые-мягкие (мяч-мач, Люба-Луба, мальчик-малчик).

3. Смешение свистящих и шипящих (санки-шанки, цапля-чапля).

4. Замена Л-Р (палка-парка, рука-лука).

5. Замена ударных гласных на другие (Лёня-Люня, лошадь-лашадь).

6. Пропуски согласных, особенно при их стечении (пришла-пишла, костёр- косёр, палка-пака).

7. Пропуск гласных букв или слогов (зима-зма, холодная-ходная).

8. Перестановка букв, слогов (смелый-слемый, сковорода-скоровода).

9. Слитное написание ряда слов (Наберегурастет камыш, передомом стоит машина).

10. Разделение слова на части (во робей, с тарик).

11. Замена прописных букв

12. Зеркальное письмо

  Если эти ошибки единичны, то их можно списать на невнимательность. Но если ребёнок повторяет их часто, не стоит его ругать, кричать на него и тем более заставлять больше писать. Эти ошибки говорят о погрешностях в речевом развитии и устраняются на логопедических занятиях.

 

Терпения и успехов вам, уважаемые родители!

Только так вы сможете помочь своему ребенку!

Read more

Контактная информация

Логотип

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа №73 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Карацупы"

Наш адрес: 445057, Самарская обл, Тольятти г, Юбилейная ул, 81
Телефон: 7-8482-34-86-37 (директор)
Факс:  7-8482-34-57-07(факс)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Структурное подразделение детский сад "Облачко"

Корпус № 1 445057, Самарская обл, Тольятти г, б-р Приморский, 17

Телефон: 7-8482-34-33-05 (руководитель структурного подразделения)

Корпус № 2 445057, Самарская обл, Тольятти г, Юбилейная ул, 71

Телефон: 7-8482-34-16-70 (старший воспитатель)

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №73» (ИНН 6320000064), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта >>>

Внимание! Персональные данные обучающихся публикуются на официальном сайте МБУ "Школа № 73" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Любое копирование, использование, распространение, публикация на других сайтах и в социальных сетях, а также передача персональных данных несовершеннолетних, опубликованных на официальном сайте МБУ "Школа № 73", без письменного согласия родителей (законных представителей) будут являться нарушением законодательства Российской Федерации.

Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности нашего сайта.