• Слайдер на главной странице
  • 80 лет Победы в Великой Отечественной войне

Добро пожаловать

Портал государственных услуг Российской Федерации  

Picture background

All articles

04 Сентябрь 2021

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISА.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 Итак, функционально грамотная личность - это человек,

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

  1. содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
  2. формы и методы обучения;
  3. система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  4. программы внешкольного, дополнительного образования;
  5. модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
  6. наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  7. активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Приказ Минпросвещения России №590/219 от 06.05.2019. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся /копия .PDF/

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности /копия .PDF/.

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности /копия .PDF/. 

Доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности Электронный банк заданий ФГ РЭШ 

Банк заданий:

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Полезные ресурсы


Публикации о международных исследованиях

  1. На сайте Центра оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО содержится краткая характеристика различных международных исследований и результаты участия России по годам проведения. Также здесь выложен материал о национальных исследованиях качества образования
  2. Отчет о результатах PISA 2018 Report_PISA2018kr.pdf

Методики и инструментарий исследований по оценке качества образования

  1. Центр оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО
  2. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
  3. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Материалы Центра информационных технологий для формирования функциональной грамотности

  1. Конкурс IT-activity 2019/2020 уч.г. Формирование креативного мышления
  2. Дистанционный методический семинар "Формирование читательской грамотности школьников", 2019 г.
  3. Дистанционный методический семинар «Формирование естественнонаучной грамотности школьников», 2019 г.
  4. Конкурс IT-activity 2018/2019 уч.г. «Путешествие в Зедландию»
  5. Городской научно – методический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования», 2019 г.
  6. Межрегиональная научно-практическая конференция «Территория инноваций: опыт, практика, лучшие решения», 2019 г.
  7. Статья «Смысловое чтение»
  8. Региональная научно-практическая конференция Территория инноваций: опыт, практика, лучшие решения (2021)
  9. Городской научно–методический педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования» 2021

Технология "День единого текста" в школе

  1. Технология "День единого текста" в школе

Материалы регионального мониторинга

  1. Результаты регионального исследования функциональной грамотности

Материалы семинара 25.08.21 по ФГ 

Read more

03 Сентябрь 2021

Живая история Самарской Губернии

Живая история Самарской ГубернииОбластная общественная акция "Живая история Самарской губернии"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Read more

01 Сентябрь 2021

1 сентября 2021 - День знаний!

Дорогие первоклассники, пусть День знаний станет для вас светлым и радостным праздником. Желаем вам радостной и веселой школьной жизни, хороших отметок, стремления к знаниям и новым открытиям. Пусть первый ваш учебный год станет успешным, ярким и интересным!!!

Поздравляем учеников, педагогов и всех работников школы с началом нового учебного года!

Read more

Классные часы посвящённые 170 летию Самарской губернии

Классные часы посвящённые 170 летию Самарской губернииВ классах школы, прошли классные часы посвящённые 170 летию Самарской губернии, Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности, просмотр трансляции открытого урока с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина!

 

 

 

 

 

 

Read more

Открытый урок на тему «Я кадет - я патриот своей страны!»

Открытый урок на тему «Я кадет - я патриот своей страны!»Открытый урок на тему «Я кадет - я патриот своей страны!» прошёл в 5б, 7б и 8б классах!

 

 

 

 

 

 

Read more

31 Август 2021

Афиша мероприятий 1 сентября

     

Read more

Хорошие новости недели. Выпуск 44 от 30.08.2021

Read more

Хорошие новости недели (30 августа)

Read more

27 Август 2021

Августовская конференция работников образования

Августовская конференция работников образованияПедагогический состав МБУ «Школа №73» принимает участие в августовской конференции работников образования с участием губернатора Самарской области!

 

 

 

 

 

 

Read more

25 Август 2021

Расписание праздничных мероприятий на 1 сентября

Расписание праздничных мероприятий на 1 сентябряРасписание праздничных мероприятий на 1 сентября.
В 9.00 на территории у центрального входа состоится торжественная линейка для первоклассников (масочный режим для родителей обязателен).
Для 2-11 классов пройдут классные часы в кабинетах.
В 10.00 6-7 классы через вход N 2  (за домом по адресу Приморский, 19).
В 10.15 8-9 классы через вход N 2  (за домом по адресу Приморский, 19).
В 10.30 2-5 классы через вход N 1 (центральный)
В 10.45 10-11 классы через вход N 1 (центральный)
Сбор на улице за 15 минут до начала. Вход в школу с классным руководителем.

Read more

Контактная информация

Логотип

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа №73 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Карацупы"

Наш адрес: 445057, Самарская обл, Тольятти г, Юбилейная ул, 81
Телефон: 7-8482-34-86-37 (директор)
Факс:  7-8482-34-57-07(факс)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Структурное подразделение детский сад "Облачко"

Корпус № 1 445057, Самарская обл, Тольятти г, б-р Приморский, 17

Телефон: 7-8482-34-33-05 (руководитель структурного подразделения)

Корпус № 2 445057, Самарская обл, Тольятти г, Юбилейная ул, 71

Телефон: 7-8482-34-16-70 (старший воспитатель)

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №73» (ИНН 6320000064), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта >>>

Внимание! Персональные данные обучающихся публикуются на официальном сайте МБУ "Школа № 73" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Любое копирование, использование, распространение, публикация на других сайтах и в социальных сетях, а также передача персональных данных несовершеннолетних, опубликованных на официальном сайте МБУ "Школа № 73", без письменного согласия родителей (законных представителей) будут являться нарушением законодательства Российской Федерации.

Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности нашего сайта.